Оформление прав собственности на приобретение недвижимости в Черногории обычно занимает около двух – четырех месяцев. Чтобы заключить сделку покупателю необходимо иметь при себе свой загранпаспорт. При этом у продавца – физического лица обязательно должно быть в наличии свидетельство о праве собственности, а также выписку из местного кадастра недвижимости.
Когда продавец зарегистрирован в качестве юридического лица, ему также требуется предоставить и регистрационные документы своей компании. Переводить все бумаги может только сертифицированный судебный переводчик. Стоимость устного перевода составляет примерно 50 евро в час, а письменный стоит около 20 евро за одну страницу.
Вся информация о проводимых сделках с недвижимостью в Черногории обычно хранится в реестре прав собственности и кадастре недвижимости. С помощью этих данных можно установить, сделан ли объект с учетом всех установленных разрешений на строительство, затем убедиться в наличии его прав на собственность.
Покупка недвижимости в Черногории
1. Выбор объекта. Покупатель должен сообщить риелтору свои собственные пожелания по выбору недвижимости (город, район, общая площадь, расстояние до моря, бюджет и количество комнат). Риелтор сможет подобрать самые подходящие варианты, а также консультировать по любым вопросам. Покупатель сначала приезжает в Черногорию, знакомится со всеми объектами и выбирает наиболее подходящий. Стоимость за услуги риелтора составляет около 3–5 % от полной стоимости жилья.
2. Переговоры между покупателем и продавцом. Стороны могут выяснить все детали и оговорить условия будущей сделки.
3. Подписание договора (predugovor). В это время покупатель вносит залог (kapara) примерно 10 % от полной стоимости объекта. Когда покупатель отказывается от сделки, то ему залог не возвращается. Когда сделка расторгается из-за продавца, тогда ему нужно вернуть залог в размере двух сумм. В таком случае составлять предварительный договор не нужно, но только когда покупатель вносит сразу всю сумму.
4. Оформление договора купли-продажи (glavni ugovor). Составлять и заверять договор купли-продажи и все другие необходимые документы по сделке должен нотариус. Продавец в таком случае официально подтверждает право собственности в своем местном муниципалитете. Все подписи заверяются официальной печатью судебного органа (osnovni sud).
5. Оплата покупки. Оплата за недвижимость осуществляется сразу после заверения і подписания договора, это должно происходить в течение одного месяца. Можно воспользоваться длительной рассрочкой.
6. Подтверждение оплаты (clausula intabulandi). Сразу после перевода нужной суммы на счёт продавца, он должен написать расписку, которая подтверждает внесение средств.
7. Оплата налога на приобретение недвижимости. После окончательной регистрации договора купли-продажи один экземпляр необходимо отправить в налоговую. С учетом действующих цен на рынке и данных договора эксперт налоговой инспекции оценивает недвижимость. Сразу после этого налоговая инспекция выдает решение об уплате единовременного налога в 3 %.
8. Получение документов о праве собственности. В результате завершения процедуры перерегистрации прав на собственность покупатель и продавец на основании заверенной нотариально доверенности могут получить документ о процессе перевода прав собственности. В течение всего 8–10 дней после оформления документа новый владелец имеет право на получение свидетельства о праве собственности (list nepokretnosti).
Перечень предложений по покупке жилья вы можете посмотреть на сайте компании StatusM.